Институт научных исследований третьего тысячелетия

Цикл статей "Малазийский Боинг-2. Расследование ISRTM." Глава 10. Математические расчеты места поражения самолета

Читать главу 9

Мог ли теоретический Бук-М1 сбить Боинг-777 из Снежного?

Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем нехитрые математические вычисления, а также обратимся к истории вопроса о падении самолетов.
Если бы самолет был материальной точкой, то время его падения описывалось бы по формуле t = sqr(2h/g) и составило бы 45 сек. Расстояние, которое пролетел бы самолет в этом случае, составило бы 900 км/ч *45 с = 250 м/с * 45 с = 11,25 км.

Далее будем учитывать различные дополнительные факторы. Первый – влияние сопротивления воздуха на горизонтальную составляющую скорости. Строго говоря, сопротивление воздуха пропорционально кубу скорости, то есть скорость должна гаситься достаточно быстро. Однако, в силу формы самолета (площадь вертикального сечения самолета низкая) сопротивление воздуха не гасит скорость быстро. Во всяком случае, на выключенных двигателях самолет пролетает десятки километров. Для этого существует термин – «аэродинамическое качество», который определяет расстояние в км, которое пролетит самолет без двигателей, потеряв 1 км высоты. У Боингов данный параметр колеблется в среднем в диапазоне 10-12 и достигает 17. То есть самолет потенциально может пролететь без двигателей от 100 до 170 км.

По крайней мере, первые секунды после катастрофы скорость не будет быстро снижаться – до тех пор, пока самолет не развалится на части. Если бы самолет развалился на части сразу, то его осколки легли бы на расстоянии свыше 10 км. Кроме того, на месте катастрофы можно выделить максимальное скопление осколков и тел. Это означает, что существенная часть самолета так и не распалась. В то же самое время, нужно обратить внимание, что самолет достаточно быстро терял скорость и развалился, вероятнее всего, на скорости около 200 км/ч и на высоте около 5 км. В эту пользу говорит достаточно большое количество осколков, которые разбросаны на расстоянии около 3 км.

С ростом поверхности сечения пропорционально квадрату линейных параметров самолета можно условно считать, что горизонтальная составляющая скорости падала линейно (вначале она должна падать быстрее – как куб скорости – в силу влияния сопротивления воздуха, но меньше в силу постепенного роста сечения – как квадрат линейных параметров). Это будет очень хорошее приближение реальной ситуации.

Таким образом, в формулу выше мы вносим влияние фактора сопротивления воздуха на падение скорости, поэтому первая корректировка даст: (900 км/ч – 0)/2   *45 с = 250 м/с * 45 с / 2 = 5,62 км.

Реконструкция карты трагедии

Но данное приближение не учитывает падение вертикальной скорости в силу того же самого сопротивления воздуха. Например, предельная вертикальная скорость падения человека в нижних слоях атмосферы равна 240 км/ч (рыбкой) и 190 км/ч (плашмя) (http://elementy.ru/trefil/21215). Данная скорость набирается примерно за 30 секунд (ускорение свободного падения g=9,8 м/с2), с учетом сопротивления воздуха. За эти 30 секунд объект пролетает в первом приближении 9,8 * 30*30 / 2 = 4 400 метров. Еще 30 секунд ему нужно, чтобы преодолеть оставшееся расстояние от 10 000 метров. Итого минимальное время падения равно 60 секунд, а дальше все зависит от формы и плотности падающих предметов.

В частности, самолет, который не успел развалиться, только за первую минуту падения успевает пролететь 10-15 км и теряет при этом только один километр высоты.

Итак, самолет падает не как материальная точка, в среднем же до падения проходит около 2,5 – 4 минут. Так, в катастрофе под Учкудуком Ту-154 в 1985 году самолет падал 153 секунды. В катастрофе Ту-154 под Донецком в 2006 году с времени «11:35:00,3 КВС: Говорите что-нибудь, да ёбт! (Это - критическая точка, после которой началось "сваливание" самолета и экипаж потерял управление.)» до «11:38:30 КРИК. Конец записи…» прошло 210 секунд. Среднее время падения составляет около 3 минут. Таким образом, самолет пролетел до падения не менее 180 секунд, при этом средняя горизонтальная скорость составила 900/2 = 450 км/ч. Значит, самолет пролетел до места падения 450*180/3600 км или не менее 22,5 км. Поскольку самолет упал под Грабово (15 км от Снежного), то место поражения составило свыше 35 км от Снежного. Напомним, по ТТХ Бук-М1 максимальная дальность поражения составляет 35 км.  Из указанного расчета следует, что теоретический Бук-М1 не мог сбить самолет из г. Снежное.

Данные объективного контроля радиолокационных служб Ростова-на-Дону в случае с самолетом Боинг-777 подтверждают, что самолет начал терять скорость не позднее, чем в 16.20 и пропал с радаров в 16:21,35 при скорости 200 км/ч (предположительно на высоте 5 000 метров). За это время самолет пролетел 550*100/3600 = 15,3 км. Это произошло в районе не восточнее Рассыпное, где самолет развалился на части (поиск остатков самолета подтверждает попадание их в районе поселка и разброс по длине не менее 3 км).  
Реконструкция трагедии показывает, что самолет был поражен над западной окраиной города Кировское в более, чем в 35 км от города Снежное. Схема реконструкции приведена ниже.

Данные объективного контроля указывают на нахождение украинского ЗРК БУК-М1 около г. Шахтерск, как и системы РЛС. От Шахтерска до Кировского – 15 км. Сейчас многие украинские СМИ распространяют информацию, что самолет мог быть сбит из Шахтерска только в том случае, если он летел задом наперед. Об этом якобы свидетельствуют следы от шрапнели на кабине пилота (спереди самолета).
Однако данные расчеты не учитывают законов математики и физики. Если провести все расчеты верно, то как раз Боинг-777 не мог быть сбит виртуальной системой Бук-М1 из Снежного, а мог быть сбит единственным ЗРК Бук-М1, который находился в районе Шахтерска. От Шахтерска до расчетного места поражения всего 15 км, при этом снаряд летел на встречном курсе с Востока на Запад, поэтому следы поражения видны на кабине пилота.

 Читать Главу 11    Вернуться к оглавлению

04 августа 2014

3

Комментарии (0)