Институт научных исследований третьего тысячелетия

Глава 3. Биологические предки русских, белорусов и украинцев от 11 000 до 6 500 лет назад (мезолит)

Читать Главу 2

Илл. Археологические памятники Беларуси эпохи мезолита. Чёрным цветом подписаны памятники, относящиеся к нескольким культурам. Красный – Яниславицкая культура, желтый –Коморницкая культура, Пурпурный – Гренская культура, Синий – Кундская культура, Розовый –Кудлаевская культура, Зеленый – Бутовская культура

Носители древней ветви R1a1 расселились по Южной Сибири до южной части Центральной Азии, то есть до северо-западного Китая, где говорят на языках алтайской группы, что согласуется с их древним алтайским происхождением. Краниометрия (прим.— совокупность приёмов измерения черепа, предназначенных для изучения вариаций его строения) их неизвестна, хотя носители афанасьевской культуры и «алтайские арии» в среднем мезоцефальны. Другая ветвь R1a1 дошла до Европы примерно 12 тысяч лет назад, то есть сразу после отхода ледника на север, расселилась по Европе вплоть до Средиземноморья и до Египта, примерно 5 тысяч лет назад мигрировала на Русскую равнину, прошла на восток, создав ряд археологических культур, от срубной до абашевской и андроновской, заселила Южный Урал и Зауралье, вплоть до территории современного Китая, и примерно 3 500 лет назад продвинулась в Индию и на Иранское плато, как арии. Тем самым было положено начало семье индоевропейских языков, и ее части – индоиранских языков. Поэтому данную ветвь гаплогруппы R1a1 уместно назвать арийской. Ее языки – доиндоевропейские (между ориентировочно 12 000 и 3 500 лет назад, с началом расхождения по ветвям доиндоевропейских языков примерно 6 тысяч лет назад, когда арии начали активное расселение и перешли на Русскую равнину, включая Прибалтику. Оттуда и появилась балтославянская ветвь индоевропейской языковой семьи), включая доиндоевропейские языки Анатолии и Передней Азии, куда арии перешли с Русской равнины через Кавказ примерно 3800-3600 лет назад. Это было почти в то же время, что и переходы ариев в Индию и Иран, поэтому приставки «индо», строго говоря, в Анатолии и Передней Азии нет и быть не может (как не могло быть «американского» английского языка при дворе короля Артура). В языковом отношении доиндоевропейский язык Митанни, например, правильнее называть арийским (но, конечно, не языком «индоариев»). Не было в Митанни индоариев в те времена (А.А Клесов. ДНК-генеалогия, краниометрия, и происхождение европеоидов//Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии, Том 3 №8, август 2010, http://www.lulu.com/items/volume_68/9136000/9136455/1/print/9136455.pdf).

Другая, «неиндоевропейская», но алтайская ветвь R1a1 основала афанасьефскую культуру в Южной Сибири, практически на месте своего возникновения. Гаплотипов там пока определенно мало, а те, что есть, действительно значительно отличаются от «индоевропейских», от гаплотипов Русской равнины, но показывают время жизни общего предка всего 825+/-320 лет назад. Это означает, что древние гаплотипы R1a1 в тех краях прошли жесткое бутылочное горлышко популяции примерно в XII веке, возможно, в результате монгольских-китайских нашествий. То, что это значительно более древняя популяция R1a1, показывает тот факт, что скелетные остатки афанасьевской культуры показывают некоторые, но вполне определенные антропологические различия с остатками андроновской культуры. Оба типа – европеоиды, но видно, что разных популяций, разных исторических периодов. По современным данным, афанасьевцы являлись носителями протоевропеоидного антропологического типа. Примечательно, что антропологи сделали заключение, что «носители афанасьевской культуры в Южной Сибири появляются внезапно и уже со сложившимися характерными чертами культуры» (А.А. Клесов, там же). 

Илл. Археологические памятники Беларуси эпохи мезолита. Чёрным цветом подписаны памятники, относящиеся к нескольким культурам. Красный – Яниславицкая культура, желтый –Коморницкая культура, Пурпурный – Гренская культура, Синий – Кундская культура, Розовый –Кудлаевская культура, Зеленый – Бутовская культура

Носители древней ветви R1a1 расселились по Южной Сибири до южной части Центральной Азии, то есть до северо-западного Китая, где говорят на языках алтайской группы, что согласуется с их древним алтайским происхождением. Краниометрия (прим.— совокупность приёмов измерения черепа, предназначенных для изучения вариаций его строения) их неизвестна, хотя носители афанасьевской культуры и «алтайские арии» в среднем мезоцефальны. Другая ветвь R1a1 дошла до Европы примерно 12 тысяч лет назад, то есть сразу после отхода ледника на север, расселилась по Европе вплоть до Средиземноморья и до Египта, примерно 5 тысяч лет назад мигрировала на Русскую равнину, прошла на восток, создав ряд археологических культур, от срубной до абашевской и андроновской, заселила Южный Урал и Зауралье, вплоть до территории современного Китая, и примерно 3 500 лет назад продвинулась в Индию и на Иранское плато, как арии. Тем самым было положено начало семье индоевропейских языков, и ее части – индоиранских языков. Поэтому данную ветвь гаплогруппы R1a1 уместно назвать арийской. Ее языки – доиндоевропейские (между ориентировочно 12 000 и 3 500 лет назад, с началом расхождения по ветвям доиндоевропейских языков примерно 6 тысяч лет назад, когда арии начали активное расселение и перешли на Русскую равнину, включая Прибалтику. Оттуда и появилась балтославянская ветвь индоевропейской языковой семьи), включая доиндоевропейские языки Анатолии и Передней Азии, куда арии перешли с Русской равнины через Кавказ примерно 3800-3600 лет назад. Это было почти в то же время, что и переходы ариев в Индию и Иран, поэтому приставки «индо», строго говоря, в Анатолии и Передней Азии нет и быть не может (как не могло быть «американского» английского языка при дворе короля Артура). В языковом отношении доиндоевропейский язык Митанни, например, правильнее называть арийским (но, конечно, не языком «индоариев»). Не было в Митанни индоариев в те времена (А.А Клесов. ДНК-генеалогия, краниометрия, и происхождение европеоидов//Вестник Российской Академии ДНК-генеалогии, Том 3 №8, август 2010, http://www.lulu.com/items/volume_68/9136000/9136455/1/print/9136455.pdf). 

Другая, «неиндоевропейская», но алтайская ветвь R1a1 основала афанасьефскую культуру в Южной Сибири, практически на месте своего возникновения. Гаплотипов там пока определенно мало, а те, что есть, действительно значительно отличаются от «индоевропейских», от гаплотипов Русской равнины, но показывают время жизни общего предка всего 825+/-320 лет назад. Это означает, что древние гаплотипы R1a1 в тех краях прошли жесткое бутылочное горлышко популяции примерно в XII веке, возможно, в результате монгольских-китайских нашествий. То, что это значительно более древняя популяция R1a1, показывает тот факт, что скелетные остатки афанасьевской культуры показывают некоторые, но вполне определенные антропологические различия с остатками андроновской культуры. Оба типа – европеоиды, но видно, что разных популяций, разных исторических периодов. По современным данным, афанасьевцы являлись носителями протоевропеоидного антропологического типа. Примечательно, что антропологи сделали заключение, что «носители афанасьевской культуры в Южной Сибири появляются внезапно и уже со сложившимися характерными чертами культуры» (А.А. Клесов, там же). 

Самарской культуре предшествовали самая древняя керамическая культура Европы – Елшанская культура (VII тыс. до н.э., Самарская и Ульяновская область), которую потом сменила Средневолжская культура и родственные ей другие восточноевропейские культуры: прикаспийская, среднедонская и днепро-донецкая.

Илл. Днепро-донецкая культура V – III тыс. до н. э.

 Днепро-донецкая культура

Основным занятием носителей культуры были охота и рыболовство. Хотя на стоянках встречаются кости собак, свиней и крупного рогатого скота, кости диких животных преобладают. Поселения состояли из землянок. Погребения в виде ингумации, чаще не в индивидуальных, а в братских могилах, которые использовались многократно. Останки посыпали охрой.

Днепро-донецкая керамика сходна с посудой западных субнеолитических культур: Эртебёлле, Свифтербантской и культур французского субнеолита – и отличается от кухонной утвари культуры линейно-ленточной керамики, распространившейся в ту эпоху по центральной Европе с Балканским неолитом.

Илл. Миграции субклада R1a1a1 с IV—III тыс. до н. э.

Представители днепро-донецкой культуры были ярко выраженными кроманьонцами, что существенно отличало их от средиземноморского облика представителей балканского неолита, но сближало их с представителями мезолита Северной Европы (Эртебёлле).

Согласно современным генетическим реконструкциям, среди населения Днепро-донецкой культуры, вероятнее всего, преобладали носители патрилинейной гаплогруппы R1a1a, связывающей их с Причерноморско-Каспийской степью, а также присутствовали носители группы I2, указывающей на родственную связь с Балканами. Впрочем, обе эти гаплогруппы, вполне вероятно, были характерны для этой территории ещё с мезолита или даже верхнего палеолита.

Памятники, родственные сурским, известны в Крыму (Таш-Аир, Замиль-Коба, Кая-Арасы) и в низовьях Дона (станица Раздорская), где они выделяются в отдельные культурные типы.

Сурско-днепровская культура

Сурско-днепровская культура сложилась на основе местной кукрекской культуры эпохи мезолита. Поселения обнаружены на островах Сурский, Шулаев, Стрелецкая Скала близ Днепропетровска, острове Виноградный к северу от Запорожья и др. Отдельные памятники данной культуры известны в Приазовье (Каменная Могила), на реке Орель и на Северском Донце. В целом обнаружено более 20 стоянок с сурской керамикой, погребения неизвестны. Лучше всего исследованы поселения на островах Сурском и Шулаевом, где археологи раскопали полуземляночные жилища.

Илл. Сурско-днепровская культура в V тысячелетии до н.э.

Неолитические формы хозяйства носители этой культуры сочетали с традиционными способами добычи пропитания, в частности, охотой и рыбалкой. Летом эти племена селились на берегах речек, изобиловавших рыбой. Рядом на лугах выпасался скот. На местах поселений обнаружены кости сельскохозяйственных животных — быка и свиньи.

Скотоводству, как свидетельствуют находки, уделялось больше внимания, чем земледелию. Земледелие с трудом приживалось в степной полосе. Местная почва была плодородной, однако её ручная обработка была крайне непростой. В то же время, привлекательность степных просторов состояла в наличии пастбищ, что и обусловило в этом регионе приоритетное развитие скотоводства.

Для Сурско-днепровской культуры характерны микролитические изделия из кремня, орудия для обработки древесины (топоры, тёсла и крупные скрёбла), разнообразные остродонные сосуды. Из раскопок стоянок происходит масса костяных предметов — кинжалы, крюки, наконечники стрел, гарпуны и др. Такого количества разнообразных изделий из кости не знала ни одна другая неолитическая культура на территории Украины.

Керамика своеобразная, преимущественно остродонная, выполненная из хорошо очищенной глины (иногда с примесями толчёных раковин). Орнамент прочерченный или ямочный. Характерной для данной культуры является также каменная посуда — остродонная или в виде лоханок, иногда украшенная врезным орнаментом. У других культур на территории Украины он не встречается, поэтому является важным этнографическим признаком сурских племён.

Из Самарской культуры (V тыс. до н.э.) уже выделились великие родственные культуры - Трипольская, Ямная, Майкопская, Боевых топоров и др. Все происходит, как и написано в Библии.

В начале IV тыс. до н. э. население сурской культуры в Надпорожье было вытеснено носителями днепро-донецкой культуры, пришедшими сюда с более северных территорий Поднепровья.

Пророческое время говорит о том, что точка начала и точка конца во многом схожи. Через пророка Иоиля, Бог возвещает: "Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен (из плена) Иуды и Иерусалима, Я соберу (вместе) все народы … и там произведу над ними суд". А в Евангелии от Матфея сказано: "И проповедано (провозглашено) будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной (миру), во (как) свидетельство всем народам; и (только) тогда придёт конец".

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Вернуться к оглавлению

25 августа 2014

2

Комментарии (1)

Цыгельнюк 15 января 2015 18:25Ответить

"Носители древней ветви R1a1 расселились по Южной Сибири до южной части Центральной Азии, где говорят на языках алтайской группы" - Рискну добавить, что вероятно языки алтайской группы являются языками рода R1a. Та часть рода R1a которая южным маршрутом с ответвлением в Индию дошла до Европы 10...12 тыс.лет назад на своём пути сменила язык на арийский в Малой Азии, или на Балканах