Институт научных исследований третьего тысячелетия

Формирование трёх русских народов (IX—XVII вв.). Постановка вопроса: возможно ли российский, украинский и белорусский народы считать русскими.

Читать Главу 3

В СМИ и социальных сетях  ведётся, на наш взгляд, странная полемика вокруг проблемы принадлежности нескольких народов к единому этносу. Так, например, французы, немцы, англичане, шведы и другие европейские народы причисляют себя к германцам, и все вместе к европейской цивилизации Запада. При этом ни один из этих народов не отождествляет себя с одной нацией, по названию группы этносов — немцами. Германцы — это одна из крупнейших в мире этноязыковых общностей, характеризующаяся, прежде всего, употреблением как родного одного из германских языков.

Русские народы также сложились в эпоху Великого переселения народов на основе племенных союзов, говоривших на старорусском языке, т. е. восточнославянских наречиях. В Средневековье эти народности называли себя русскими — великорусами, малорусами и белорусами, вели своё общее происхождение от древнерусской народности (IX—XIII вв.), сложившейся из восточнославянских племён в составе государства Киевская Русь.

Карта 1. Империя Карла Великого, «колыбель цивилизации Запада».

На Западе, по выражению французского медиевиста Ж. Ж. Ле Гоффа, «колыбелью цивилизации» стала империя Карла Великого, коронованного в Риме в 800 году. Средневековая цивилизация Запада развивалась как римско-католическая с центром в папском Риме.

Для русских народов «колыбелью цивилизации» стала Киевская Русь (882—1132 гг.). В 988 году великий киевский князь Владимир Святославович крестил Русь по византийскому образцу. Русь, подобно Западу, приобщилась к великой античной культуре, но культуре «второго Рима» — Константинополя.

Карта 2. Киевская Русь, «колыбель Древнерусской цивилизации».

Европа стала биполярной (двухполюсной) не в XX веке (распад на коммунистическую и капиталистическую системы), а в X—XI веках. В 1054 году христианская церковь окончательно разделилась на католическую (Запад, Рим) и кафолическую, в славянском варианте, православную (Восток, Константинополь). Обе церкви считали себя ортодоксальными. Наиболее агрессивно навязывала западные идеалы мировоззрения католическая церковь своей политикой  военного натиска на Восток. В XII веке немецкие феодалы уже сформулировали концепцию включения славян, балтов и других народов в Священную Римскую империю (Единую Европу). Политика получила название — «drang nach Osten». В XX веке это направление ляжет в план Адольфа Гитлера «ОСТ» (Восток). Не будем забывать, что помимо христианских «двух миров» большим влиянием пользовались ислам («третий мир»), который внёс весомый вклад в европейскую культуру Средневековья. Особое положение в культурном пространстве Запада занимали средневековые евреи и другие этносы. Таким образом, современный мир отражает политическую ментальность, заложенную в европейском Средневековье.

Карта 3. Священная Римская империя.

Константинополь выступил резко против христианизации славян мечом. Создание военных Орденов монахов вызвало в Византии неприятие. Об этом подробно пишет Анна Комнина, дочь императора Алексея Комнина. Слово Божье монахи должны нести через проповедь и перевод Библии на местные языки. Пример показали в IX веке митрополит Фотий и его ученик Кирилл (монах Константин), который по указанию своего Учителя перевёл часть Библии на славянский язык и с братом Мефодием начал миссионерскую деятельность среди славян.

После распада империи Карла Великого, в IX—XI веках на её территориях развернулся начальный процесс становления современных государств — Франции, Италии, Германии. Что касается Германии, то немецкие Оттоны, представители саксонской династии продолжили имперскую политику Каролингов и создали Священную Римскую империю, которая просуществовала с 962 до 1806 года и была ликвидирована только в ходе наполеоновских войн. Политическая карта Европы начала принимать современный вид в  XIX  веке, но  особенно после Первой мировой войны.

После распада Киевской Руси начался процесс обособления русских этносов. Специфика этого процесса углубилась после монгольского завоевания Руси. Великорусский народ обособился вокруг великих Московских князей, союзников Золотой Орды, в Северо-Восточной Руси. К началу XVI века складывается Московия, вотчина потомков Ивана Калиты (Российское государство).

Карта 4. Московская Русь.

Иначе сложилась судьба малорусов и белорусов, которые вошли в XIVвеке в состав Русско-Литовского государства, объединившись под властью литовского князя Гедимина, современника Ивана Калиты и его сыновей Ольгерда и Ягайло (современников Дмитрия Донского). Так на территории Киевской Руси сложилось два русских государства — Русь Московская и Русь Литовская. И то, и другое были православными по своей культуре. Политическая языческая литовская верхушка при Ягайло сделала сложный выбор в пользу Запада, Рима и католичества. Ягайло в 1385 году в результате Кревской унии стал польским королём, но Русь Литовскую оставил своему двоюродному брату Витовту. Борьба за выбор Запад (Рим) или Восток (Константинополь) в Великой Литве продолжалась. Окончательно вопрос в пользу Запада литовские князья разрешили только в XVI веке.

Карта 5. Русско-Литовское государство.

В результате Люблинской унии 1569 года Польша и Русь Литовская объединились в федеративное государство — Речь Посполитую. Что выиграли и что проиграли малорусы и белорусы — предмет особого разговора. Важно, что этот исторический шаг польско-литовской шляхты предопределил всю последующую судьбу взаимоотношений трёх русских народов и историю и национальной государственности.

Карта 6. Речь Посполитая.

В XVII веке за право говорить на русском языке, хранить православие в семьях и право голоса в политической элите выступит основатель первого Украинского государства Богдан Хмельницкий. В борьбе против национального и религиозного гнёта, он был сторонником сближения с Россией. Противники этой политической линии объединились вокруг гетмана Николая Потоцкого. Это была линия «вхождения» в католическую цивилизацию Запада, в состав Священной Римской империи, которая в годы Реформации «трещала по швам». Потеряв протестантские государства папский Рим делал всё, чтобы пополнить свою казну за счёт новых славянских государств. Напомним о развязанной Римом, германским императором и Польшей Смуте в России в начале XVII века и попытке посадить на московский престол королевича Владислава Сигизмундовича. Кстати, и поддержка в Москве в Боярской думе нашлась. «Ополченцы» (Патриарх Гермоген, Прокопий Ляпунов, Козьма Минин, Дмитрий Пожарский и весь народ русский) спасли Русскую цивилизацию.

В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь раскрыл драму украинского народа в судьбах своих героев. Сюжетом повести стала история казацкого восстания 1637—1638 годов, подавленного польским магнатом Потоцким. К этому времени, польский король отказался от затеи сесть на престол в Москве. Эти события развернулись за несколько десятков лет до Переяславской рады 1654 годы, т. е. решения украинского казачества: «Навеки с русским народом». Эта «драматическая борьба» на Украине за выбор Европа-Россия, раскалывает народ до сегодняшнего дня.

Незнание истории фальсифицирует историю этнических процессов и национального обособления европейских народов, что становится базовым фактором современных национальных конфликтов. Особенно опасно, что в своей массе активная часть западного, украинского, да и российского общества не знает даже азов европейской и русско-украинской  истории.

 После Первой мировой войны распалась не только Российская империя, но и Германская империя. Итогом краха кайзеровской Германии стало установление Веймарской Германской республики в ноябре 1918 года, а итогом революции в России стало установление большевистской советской власти в октябре 1917 года. Обычно все беды в России объясняются установлением Советской власти и коммунистической идеологии, которая привела к сталинскому политическому режиму. Но следует напомнить, что в Германии была принята Веймарская конституция, либеральная по содержанию, учредительное собрание там не было распущено, но всё это не помешало (а напротив способствовало) приходу в «демократической Германии» к власти Гитлера и установлению фашистского режима.

СССР в 20-е годы был более демократичным, чем многие европейские страны, переживавшие тяжёлую экономическую депрессию и как следствие социально-политический кризис. В таких условиях началось воссоединение бывших народов царской России, в том числе украинского и белорусского, но уже в составе СССР.

Каждый исторический этап великой истории русских народов требует взвешенной оценки. Только в таком случае, возможен новый виток дружественных взаимоотношений народов трёх современных и суверенных государств — России, Украины и Белоруссии.

Наш Институт предлагает разобраться в истории Русской цивилизации и исторических судьбах трёх великих русских народов с IX века по сегодняшний день.

 Вернуться к оглавлению

28 августа 2014

7

Комментарии (0)

Кирилл 30 августа 2014 19:18Ответить

https://www.facebook.com/591756677577151/photos/a.591759290910223.1073741828.591756677577151/649523001800518/\r\nРад, что нашел единомышленников.