Институт научных исследований третьего тысячелетия

О тоталитаристской концепции как средстве замещения в коллективном сознании преступлений нацизма «преступлениями» коммунизма

Внешнее и внутреннее

Каждый объект познания, будь то атом, живая клетка, организм или такой феномен, как коллективное сознание, в своем существовании и развитии должен подчиняться общефилософским принципам и законам, в частности, соотношению между внешним и внутренним.

При исследовании официальной идеологии конкретного общества, будь то советская модель демократии – коммунизм, либо нацистская модель – национал-социализм Третьего рейха, необходимо учитывать соотношение внутренних и внешних факторов его развития. Внутренние – это культурные традиции, экономические потребности, внутриполитические взаимодействия и многое другое. Внешние факторы – это культурные отношения с другими странами и народами, экономические и торговые связи, политические и военные отношения и тому подобное.

Два замысла жизнеустройства

Фундаментальную роль в понимании исторических процессов играют представления о двух замыслах жизнеустройства, или двух концепциях управления: справедливой и несправедливой. Согласно первой, люди и народы призваны жить в мире, согласии и любви друг к другу, в ладу с Природой. Согласно второй, сильные народы и люди имеют право обогащаться за счет более слабых, а Природу ‒ нещадно эксплуатировать.

Общественное сознание Руси-России было чуждо агрессии по отношению к соседним народам. Продвигаясь на восток – в Сибирь, на юг – в Среднюю Азию и Закавказье, русский народ включал в свой состав новые этносы на условиях равноправия. Русскому народу в целом был свойственен интернационализм – справедливые принципы жизни в человеческом сообществе. Неудивительно, что именно так был воспринят принцип общенародного общежития в коммунистическом СССР и в мировой системе коммунизма после разгрома нацистов. Страны Западной цивилизации в общественное сознание вобрали представления об исключительности отдельных наций (французской, английской, немецкой, американской), что обусловило принципы жизни по несправедливому замыслу – создание себе «достойной жизни» за счет ограбления других народов (в нацистской идеологии – «недочеловеков»).

В современную эпоху несправедливый замысел жизнеустройства наиболее ярко проявляется в деятельности наднациональных структур мирового согласования и управления. Этот термин предложил известный современный историк, кандидат исторических наук Андрей Ильич Фурсов. Приведем его рассуждения. Можно вообразить представителей крупной буржуазии, прежде всего, финансовой. У них есть интересы не только в своей стране, но и в других странах. И реализовать их можно, только нарушив законы и своей страны, и других стран. Следовательно, рядом с капиталом и государством для нормального функционирования капиталистической системы должны быть организации надгосударственные, которые выражают целостные долгосрочные интересы верхушки мирового капиталистического класса. Андрей Ильич подчеркивает, что единого мирового центра управления быть не может в силу резких противоречий внутри мировых элит, и выделяет в них две крупные группы. Одна – англо-американская, в другую входят Северная Италия, Германия и Ватикан. Восточные страны, такие как Китай, в мировую элиту не входят, хотя играют свою игру.

Приоритеты управления

Вынашивая античеловеческие планы, наднациональные структуры мирового согласования и управления за сотни лет существования и развития выработали мощные средства порабощения стран и народов. Условно их можно разделить на шесть видов.

Наиболее быстро покорить страну можно с помощью военных средств. Однако независимо от поражающего действия военное оружие обладает неотъемлемой слабостью – оно очевидно. Оно ясно показывает, кто на чьей из враждующих сторон находится, кто друг, а кто враг.

Духовные, интеллектуальные и физические силы народа можно уничтожать и с помощью оружия геноцида – алкоголя, табака, наркотиков, продуктов генной инженерии. Люди будут за свои же деньги калечить себя и не догадываться, что находятся под прицелом коварных иноземных врагов.

Еще более мощным оружием порабощения является экономическое. Руководство страны может попросить у финансистов так называемую «помощь» в виде значительной ссуды под высокие проценты и тем самым обречь свой народ на длительное экономическое рабство. Аналогичную роль играют национальные Центральные банки, которые не подчинены своему правительству, но являются филиалами Федеральной Резервной Системы США.

Еще более сокрушительное оружие порабощения – идеологическое. Его действие подчиняется древнему принципу «Разделяй и властвуй». Люди, которые ревностно почитают какие-либо религиозные, философские, политические или иные взгляды, могут полагать, что таковые выражают «единственно верное учение», а все иные являются ложными. В результате единый народ может расколоться на множество противостоящих друг другу конфессий, партий, движений. Зато силы, стремящиеся поработить страну, как правило, выступают единым фронтом: международные финансовые центры; армия, государственные чиновники и спецслужбы США; пятая колонна внутри страны.

Могучим средством духовного и интеллектуального управления народами является искажение истории. Примеров можно привести множество.

И, наконец, наиболее мощным оружием порабощения народов является мировоззренческое. Какое-либо мировоззрение внедряется в сознание народа очень медленно, часто болезненно, но, овладев умами, способно безотказно действовать в течение веков и тысячелетий. Действительно, человек во имя возвышенной идеи может пойти на штыки, не польстится на деньги, не испугается ни тюрьмы, ни пыток, ни даже смерти. Недаром Карл Маркс говорил, что «человеческий череп – самая неприступная крепость». Можно вспомнить еще одну мудрую мысль: «Если хочешь победить врага – воспитай его детей».

Этапы внедрения понятия «тоталитаризм»

Сосредоточим внимание на таком средстве порабощения народов, как искажение истории. В статье «Тоталитаризм: позорная история дутой концепции» Владимиро Гьячче рассматривает этапы внедрения понятия «тоталитаризм».

Этап первый: «Нацизм равен сталинизму». Это сопоставление впервые появилось в книге Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма», вышедшей в 1951 году. Она указала, что нацизм и сталинизм ‒ две «разновидности одной и той же политической модели». Их общими чертами Арендт назвала «тотальное господство» над гражданами и «глобальное господство» на уровне всей планеты. По ее мнению, их составными частями являются идеология, террор и единственная партия.

Этап второй: «Нацизм равен коммунизму». После смерти Сталина рассуждения Ханны Арендт потеряли актуальность. В 1956 году Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский выпустили книгу «Тоталитарная диктатура и автократия». К характерным признакам тоталитаризма они добавили централизованное управление экономикой. Если следовать такой логике, то к тоталитарным режимам надо было добавить послесталинский Советский Союз, коммунистический Китай и страны восточной Европы.

Этап третий: «Тоталитаризм равен коммунизму». Сегодня многие западные историки и политологи, а также их российские единомышленники, всю историю коммунистических режимов объясняют с помощью понятия «тоталитаризм». Более того, объем понятия «тоталитарный» стал очень широким. Это слово применяется и к коммунистическим движениям, и к Французской революции, и к бывшим социалистическим государствам, и к освободительным движениям Третьего мира, которые борятся против приватизации основных ресурсов своих стран. Если понятие означает сразу все, то в реальности оно не означает ничего.

Критика понятия «тоталитаризм»

Итак, историки и политологи, которые с помощью понятия «тоталитаризм» стремятся заместить в коллективном сознании народов преступления нацизма «преступлениями коммунизма», грешат против истины. Они совершенно игнорируют существование двух замыслов жизнеустройства, двух концепций управления – справедливой и несправедливой. Сталинизм – политический режим, благодаря которому в Советском Союзе и странах народной демократии были построены общества социальной справедливости. В них господствовала культура просвещения, и они соответствовали справедливому замыслу жизнеустройства. Нацизм ‒ человеконенавистнический режим, принесший миру неисчислимые бедствия, и он соответствовал несправедливому замыслу. Понятие «тоталитаризм», которое приравнивает друг к другу два противоположных по природе политических явления, не имеет никакого отношения к науке. Это сугубо идеологическое понятие (Е. Г. Пономарева). Недалеко то время, когда оно уйдет в историческое небытие.

Фальсификация истории как когнитивное оружие

Итак, фальсификация истории является мощным средством управления народами, средством их порабощения, и оно находится в арсенале, прежде всего, наднациональных структур мирового согласования и управления. Весьма точное определение этому понятию дала доктор политических наук Елена Георгиевна Пономарева в лекции «Фальсификация истории как когнитивное оружие».

«Фальсификация истории – это сознательное, заведомо спланированное искажение исторических событий, средство манипуляции массовым сознанием, причем, в определенных целях – политических, экономических, геополитических, в интересах конкретных групп людей, которые имеют властные ресурсы, которые могут формировать настоящую и будущую повестку дня».

Фальсификация истории – это многоуровневое явление. Елена Георгиевна в своей лекции выделяет следующие уровни его – сознательное искажение фактов, фальсификация по умолчанию и концептуальная фальсификация, т. е. искажение смыслов ментального пространства. Концептуальная фальсификация предлагает совершенно новые концепции, которые в корне меняют представления людей о своем прошлом и настоящем, заставляют людей стыдиться своей истории. Эти три уровня тесным образом связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Елена Георгиевна в своей лекции приводит следующие примеры. Проживающий в Великобритании историк, бежавший из Советского Союза, Суворов-Резун, тщетно пытается доказать, что Сталин готовил нападение на фашистскую Германию, но Гитлеру пришлось упредить это нападение. Это ‒ искажение фактов, и оно в лекции аргументированно разоблачается. Следующий пример говорит о том, что японский народ свято чтит погибших в бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Но кто сбросил атомные бомбы на эти города, об этом в Японии обычно умалчивается. И поэтому почти 30% японских школьников считают, что бомбы сбросил Советский Союз. На уровне фальсификации смысла самым главным является знак равенства между сталинским Советским Союзом и гитлеровской Германией и объединение их в единую категорию – «тоталитарный режим». А поскольку это тоталитарный режим, то, соответственно, равенство ответственности за развязывание войны лежит на них обоих. Отсюда фальсификаторы истории требуют пересмотреть все итоги Второй мировой войны, начиная с того, что надо потребовать от СССР выплаты репараций, предъявить претензии на определенные территории и т. п.

Против любого яда есть противоядие. На действие военного оружия страна может ответить адекватно: укрепление Вооруженных Сил охладит горячие головы агрессоров. Тяга народа к здоровому образу жизни ослабит его пристрастия к алкоголю, табаку и наркотикам. Ряд радикальных мер способен превратить страну из экономически закабаленной в суверенную, и среди них: национализация Центрального банка, продажа товаров за рубеж за национальную валюту. На место политических противостояний и религиозной вражды может прийти терпимость, а в будущем можно надеяться на взаимное обогащение религиозных и философских учений и научных теорий. Место искаженной истории должна занять подлинная история страны и всего человечества, а мировоззрение, максимально приближенное к Истине, должно заменить те мировоззренческие системы, которые были созданы ради порабощения народов.  

 

 

Комментарии (0)