Институт научных исследований третьего тысячелетия

Память коллективная и память официальная: конфликт культур

Я хотела бы обратить внимание участников круглого стола на две проблемы: 

  1. Состояние современной исторической науки в России и в Европе
  2. Конфликт между коллективной исторической и официальной памятью в современной России

 

В 70-80-е годы в нашей стране началась историографическая революция. Пионерами создания «новой исторической» науки, свободной от идеологии (коммунистической, или либеральной) стали французские учёные Марк Блок и Люсьен Февр. В нашей стране это движение возглавил ИВИ АН СССР с его крупнейшим представителем А. Я. Гуревичем. Появились молодые «новые исторические школы», в том числе в Барнауле, Кемерово. Мы учили студентов вписывать события, исторических  деятелей, народные массы в контекст изучаемой эпохи. Нельзя, например, дать оценку Ивану Грозному с позиций либеральных или коммунистических ценностей современной нам цивилизации.

Этот процесс был прерван в нашей стране в 90-е годы. Новые власти с пыльных полок достали бело-монархическую литературу почти 100-летней давности. Таким образом, отеч. Историческая наука откатилась на век назад.
На Западе наука развивалась иначе. В последние десятилетия прошлого века произошло полное размежевание академического знания, возглавляемого VI Парижской школой высших исследований, созданной Фернаном Броделем, и авторов, работающих в «духе холодной войны». Ни Солженицын, ни Конквест, ни Суворов-Резун  не имели малейшей возможности попасть в научное сообщество.
Одним из главных объектов исторического познания «новая историческая школа» за рубежом продолжает считать – коллективное сознание, определяющее психические стереотипы поведения людей разных цивилизаций. Цель истории – сохранение целостности общества. Важно не допустить конфликта между коллективным и официальным сознанием. Но это для Запада, для нас же западные научные разработки стали использоваться ЦРУ и другими спецслужбами с целью подготовки цветных революций – разделяй и властвуй!
 
 
Начиная с 90-х годов, в российских издательствах активно переиздаётся колчаковская литература, с целью утверждения оценки революции 1917 года как сионистского заговора.  Такая оценка революций 1905 и 1917 годов  стала официальной версией в либеральной историографии. Впервые после Гитлера в современной России была реабилитирована фальшивка «Протоколы сионских близнецов», созданная в русских монархических кругах в начале XX века для оправдания черносотенных погромов. В 2001 году общественная организация «Православный Санкт-Петербург» учредила ежегодную премию имени Сергия Нилуса, одного из авторов и распространителей «Протоколов» в 1903-05 годах. Для историка угрожающе звучит обоснование премии: «Премия учреждена для поощрения наиболее цельных и общественно-значимых литературных трудов современных писателей, поэтов, публицистов и общественных деятелей, посвященных духовной жизни русского народа, его прошлому, настоящему и будущему». 
РПЦ упорно не хочет проанализировать, почему народ в 1917 году отвернулся от веры и монархии. 
Колчаковские авторы из монархической версии «жидомасонского заговора» убрали либералов-масонов, которых было достаточно в армии, объявили  виновниками  революции и гибели Царской семьи только иудеев и немцев. «Протоколы» распространялись вместе с мифом о «немецких деньгах Ленина». Монархисты, противники либералов, сегодня, напротив актуализируют разрушительную деятельность масонов, и прежде всего, Керенского и членов Временного правительства.
Версию Колчака сегодня активно распространяет в десятках своих работ О. А. Платонов, вполне заслуженный в российских культурных кругах человек. Вся литература Платонова носит экстремистский характер.
С начала 90-х годов новые власти поставили задачу декоммунизации коллективной исторической памяти на Урале. Началась «революция» в топонимике и триумфальное шествие мемориалов, «героически отстаивавшим свободу» бело-чехам, Колчаку. 
Уральцы и сибиряки сохранили другую память о «героизме» банд Колчака, возглавляемых Розановым, Копыловым, Семеновым. Это память о «белых погромах», массовом уничтожении гражданского  населения, обвинённого в поддержке большевиков.  
Память о героическом прошлом русского народа с былинных времён, позволила народам России победить в крупных войнах в Гражданскую войну в 1918-20, в Отечественную войну в 1941-45 годах. 
Во главе каждой победы народ славил её полководца или вождя,  Илью Муромца (символ народа) и рядом – князя Владимира Красное Солнышко, Александра Невского и простых рыбаков Мишу и Савву; 9 марта 1953 года советский народ простился с Генералиссимусом-Победителем – И. В. Сталиным.
Бессмертный полк как отражение исторической памяти народа,  оправданного желания народа видеть в полку портреты Вождя-Победителя. 
Наши улицы носят имена героев Гражданской войны.
«За Павла Хохрякова замолвите слово», - просят тобольские краеведы, возмущенные предложением борцов с топонимикой в Екатеринбурге, переименовать улицу Павла Хохрякова. Они напоминают о «молодых красных» генералах, которые вели «речную войну» против Колчака, не дав ему перебросить подкрепления против РККА, выигравших ценой своих жизней.
В) Новые власти в 90-е годы начали утверждать в обществе новых героев: конфликт культур.
Остановлюсь на чертах катастрофы в современной отечественной  историографии.
1. Историческая правда как объект научного исследования превратилась в один из компонентов политических свобод в либеральной трактовке. При этом, коллективная память народа и официальная трактовка крупнейших эпохальных исторических событий разошлись.
2. Произошла подмена понятий научная «цензура» и «идеологическая цензура». Требования анализа исторического предмета на основе научных принципов объективности и  историзма  рассматриваются как нарушение свободы слова. Вместе с тем, исследование общественных явлений требует от учёного строгих методов, приёмов работы с источниками, учёта историографических выводов, подкреплённых ссылками на них. Научная публикация требует утверждения её специализированным учёным советом.
3. Антисоветская публицистика полностью вытеснила научную литературу, задачей которой является, не только извлечение отрицательного, но и  актуализация  положительного опыта истории. Из коллективной памяти народа планомерно изгоняется положительный созидательный опыт 69 лет Советской власти, что отнюдь не способствует сохранению целостности общества как важнейшей задачи государственной политики.  
Национальная история стала продуктом политических дивидендов, купли-продажи, а в коммерции – извлечения прибыли российскими издательствами и авторами публикаций.
Современные бело-монархические «учёные»  формируются за рубежом, в том числе, в монастырях. 
Научный анализ исторического феномена и религиозное осмысление того же исторического объекта познания различаются. 
- Учёные призваны вскрыть объективные и субъективные причины познаваемого объекта. Религиозные мыслители вписывают его в контекст Библейской истории, раскрывая цикличность «греха», вследствие которого иудеи распяли Иисуса Христа на Голгофе в Иерусалиме и гибели русского Царя в Доме Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года (Новая Голгофа).
- Состояние общества в годы Первой мировой войны полностью опровергает выводы о случайности или внешней обусловленности революции в России, заключение монархистов, что  Россия при Николае II была на пороге победы в мировой войне, помешали этому большевики,  немецкие деньги и мировой сионистский заговор. Библейская история Царской семьи была создана в монастыре в США.
Светлые образы Николая  II были созданы религиозными историками из русских бело-эмигрантов – Пагануцци и Алферьевым, Мультатули. Конференция: «История, обретаемая вновь:  доктора ист. наук Д. В. Ковалев, Ю. А. Бахурин, к. и. н. П. В. Мультатули, Л. П. Решетников, М. Б. Смолин,  Н. С. Ватник.  2013 г. 
Прецедент с акцией Поклонской в отношении фильма о Николае II, показал, что после его освящения историки не имеют право на критическую оценку деяний святого Царя и ЕГО окружения. Поклонская косвенно оправдала «черные сотни», которые монархист Н. Е. Марков Второй с гордостью называл первыми русскими фашистскими организациями
Здесь же в Джорданвилле была подготовлена канонизация Иоанна Кронштадтского, великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги Сергея Александровича Романова. Готовится канонизация Григория Распутина.
И хотелось бы завершить свой доклад на оптимистической ноте, вернуться к коллективной памяти – памяти наших детей.
Спасибо.
 
10 мая 2017

2

Комментарии (0)